Икона Божией Матери «Живоносный Источник» в Большой Валяевке

По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник» (по-другому, «Живоносная Источница»). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник» в Большой Валяевке
Икона Божией Матери «Живоносный Источник» в Большой Валяевке

Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.

Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

Среди богомольцев, посещавших Валяевку, в 1820-х – начале 1830-х гг. был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог и академик. Когда в конце 1880-х гг., в старости, он писал свои воспоминания, то вспомнил и «село Валяевку, куда ходили на богомолье к источнику святой воды».


В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую».

Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк.

Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

Во время холеры, свирепствовавшей в Пензе в 1831 и 1848 годах, сия Св. Икона с дозволения бывших преосвященных пензенских Иоанна и Амвросия торжественно приносима была жителями в Пензу; редкий дом пензенских жителей в сие скорбное время не был освящен ее присутствием в оном и, без сомнения, не оставался без благодатной помощи Царицы Небесной. Особенно в 1831 году жители Пензы чувствовали, что по принесении ее в город воздух заметно очистился и губительная язва ослабела».


В конце XIX века валяевская икона имела уже общероссийскую известность. В известной книге Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», где приведены краткие сведения практически обо всех известных на то время в христианском мире образах Приснодевы Марии, автор указывает:
«В 12 верстах от Пензы находится село Валяевка, в церкви которого хранится чудотворная икона, известная под именем Живоносная Источница. Обычай ходить туда на поклонение св. иконе пред экзаменами и после оных ведет свое начало с давних времен и особенно исполняется неизменно и ежегодно воспитанниками духовных учебных заведений».

Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.


В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

В 1932-34 г. храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. След чудотворной иконы затерялся. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

В середине 70-х гг. двое валяевцев вспомнили легенду о том, что вода подведена из-под собора по серебряным трубам, и решили их откопать. Под предлогом чистки родника, с помощью глубинного насоса они решили откачать воду и посмотреть, какие же там трубы на самом деле. Но когда вода спала, то раздался взрыв, насос разнесло. Позже появилось предание, что некто хотел откопать драгоценные трубы, но его тут же разорвало на части.

Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.


В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом, и с 1999 г. началась реставрация часовни.

Чудом сохранившийся список иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с 50-х гг. пребывал в Митрофановском храме Пензы, крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.

В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, к Пасхе 2004 г. был возведен в сан протоиерея.

Большую Валяевку неоднократно посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».

С 2006 г. началось восстановление собора иконы Божией Матери «Живоносный Источник», чуть позже – и колокольни. 5 апреля 2014 г. митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил храм великим чином.

-->